ХИМЕРА "Zudwa" 1996г.
Очень сложно
рассказывать о таких пластинках. Я имею ввиду о тех альбомах, которые могли бы изменить в своё время ход
развития музыки, но не изменили. Только потому, что о них знала только
горстка продвинутых меломанов, да несколько десятков друзей и соратников.
Появление
группы «Химера» в середине 90-х в клубе TaMtAm
произвело неизгладимое впечатление на завсегдатаев и случайных посетителей
данного заведения. Под магию песен и энергетики Эдика Старкова попал и
главный человек в клубе – Сева Гаккель, который и стал их активно двигать,
помогать с записью…
23-его
февраля 1997 года Эдик Старков повесился. Его смерть не была неожиданной,
но была внезапной. Вдруг он не пришёл на репетицию, потом ещё раз не
пришёл. А потом, через неделю, его нашли в помещении, расположенном над
точкой…
Витус (барабаны «Химера»):
«Когда он уже был на том свете, мы в это время репетировали. Его куртка
висела.. Он пропал, не было неделю. Прошли
репетиции, одна или две. Мы даже не могли подумать, что он… А на самом деле, когда мы репетировали, он выше этажом
висел…»
В 1996-ом
году, в год перед уходом Старкова, был записан альбом «Zudwa».
Странное название… Нет, просто ещё один из
персонажей странной мифологии Старкова, наравне со Злыми Лилипутами или
властителями мира Фантазёрами. Хотя о происхождении этого слова есть своя
легенда. Будто бы на берегу Финского залива Старков нашёл некое устройство,
на котором было выведено «ЗУ-2». Что это значило, мало
кто знает, по одной из версий это «Зарядное устройство два», а на самом
деле… Может быть послание из каких-то совершенно иных миров…
Недавно
альбом был по-человечески переиздан: кассета с классным качеством звука,
плюс буклет со всеми текстами, что, кстати, не лишне,
ибо тексты у Старкова действительно удивительные: не всякому «Поэту
Русского Рока» удастся создать такие ёмкие образы и просто представить в
маленьком зарифмованном кусочке ещё один мир…
«Пойдём
кататься на льдинах,
Пойдём
купаться с утра»…
Или одна из
главных песен «Тотальный Джаз»:
«Командир
дал приказ
Вести огонь
Восемьсот
Аккордов в
час
Командир дал
приказ
Играть,
Играть
тотальный джаз».
Каждое слово
– это эмоция, некий шифр… Будь то безделица
«Гурьба», жуткая история «Фикусы» или отчаянный бунт «Карма мира».
Музыка, под
которую всё это дело исполняется – з а в о р а ж и в а е т. Говорят, что
это панк-рок. Хотя скорее это и есть тот самый
тотальный джаз со скорострельностью несколько сот аккордов в час. Бешеный ритм, упругая ритм-секция, шумящая гитара, периодически
прорывающаяся сквозь этот беспредел (на первый взгляд – беспредел!) труба и
хриплый, срывающийся голос Старкова, в котором сквозит какая-то искра
сумасшествия: скоморошество, юродство, что-то отсюда.
Если
предположить, что это панк-рок, то перед нами
действительно лучшая панк-группа
России. Даже многотомному Летову
с огромным и неисчислимым звуковым наследием не удастся меня переубедить в
этом. А это никому и не надо. Ведь настоящее искусство не должно быть
массовым. Если есть несколько человек, кому это нравится, то цель
достигнута. Если в «Химере» кто-то видит панк
(хотя Старков назвал это «джаз-хардкором»), то,
значит, для кого-то он там есть. Кому-то нужно, что бы он там был. Мне не
хочется, что бы на эту группу навешивались ярлыки, я бы хотел, что бы
прочитавший это нашёл в своём музыкальном магазине переизданные альбомы –
(любой, хоть «NU I huli», хоть «Электричку», хоть
«Zudwa-dwa»), - купил, просто послушал. Но не
один раз, нет, ибо слишком неожиданный материал, сначала шокирует, внушает
какое-то недоверие и погружает в непонимание. А потом торкает. Сразу,
внезапно и навсегда. Просто «Огонь должен жечь, вода должна течь»…
Лучшие
песни: «Рукоятка», «Zudwa», «Капитан Немо»,
«Бред», «Фикусы»…
|